Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
 "Гимназия № 76 г. Челябинска"
 
Школьная библиотека. Методическая копилка. Самый любимый сказочник.Г.Х.Андерсен

 

Самый любимый сказочник.Г.Х.Андерсен

 

Самый любимый сказочник. Г.Х.Андерсен : литературно-музыкальный вечер для уч.-ся 5 кл.

Цель: приобщение учащихся к лучшим произведениям мировой зарубежной классики

Задачи:

  1. Чтение сказок Г.Х. Андерсена

  2. Активизация творческих способностей учащихся

  3. Воспитание учебно-коммуникативных знаний и умений учащихся

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята!

Ребята, сейчас я расскажу вам историю про то, как один школьный учитель сказал своему ученику: « Вы глупый юноша, и из вас никогда не выйдет ничего путного. Никто и никогда не будет читать ваши сочинения!» Ученик слушал, опустив голову. Он был длинный, нескладный. В ту пору ему уже стукнуло 17 лет, и среди гимназистов-второклассников он и правда выглядел нелепо. И все же злой учитель ошибался. Как его звали, никто теперь и не помнит. А непутевого ученика знают и любят дети всего мира. Вы, конечно, догадались, что это великий датский сказочник Ганс Христиан Андерсен.

На карте мира под рельефными очертаниями Скандинавского полуострова виднеется силуэт, напоминающий человеческую ладонь. Это полуостров, только совсем небольшой, и называется он Ютландия. На этом полуострове расположена маленькая скандинавская страна- Дания. Когда Ханс Кристиан появился на свет в маленьком датском городке Оденсе, гадалка предсказала, что ему суждено прославить свою родину. Так оно и вышло.

Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько вазочек на окнах, в них цвели тюльпаны.

Во всем этом небогатом разнообразии людей, небольших событий, красок и звуков, он находил повод для того, чтобы выдумывать невероятные истории. В Оденсе был свой театр, там маленький Кристиан впервые увидел пьесу с романтическим названием «Дунайская дева». Он был ошеломлен этим спектаклем и с тех пор стал ярым театралом на всю жизнь. Но на театр не было денег. И мальчик заменял подлинные спектакли воображаемыми. Он забивался в угол и тут же выдумывал захватывающую дух пьесу

В детстве он мечтал стать актером, сочинял пьесы для театра, мастерил кукол. Потом его обуяла жажда странствий. Двадцать девять раз покидал он пределы родной страны, отправляясь в путешествия. Рассказывают, что будучи в Шотландии, он забыл в гостинице трость. Хозяин привязал к ней записку с адресом: « Датскому писателю Хансу Кристиану Андерсену». И, предсавьте себе, на почте приняли трость и доставили рассеянному хозяину. Свою автобиографию Андерсен назвал «Сказка моей жизни». Пожалуй, точнее не скажешь. Но не только жизнь самого писателя была сказкой. Любое существо, любой предмет или явление рассказывали ему свою историю, а он пересказывал ее своим читателям. Одна из любимых героинь писателя- Русалочка- стала символом датской столицы и уже много лет сидит на берегу моря и смотрит в даль…

Датчане чтят память своего великого соотечественника. В столице Дании Копенгагене в Королевском саду стоит памятник Х,К, Андерсену. А в родном городе Оденсе, в саду Андерсена или в саду Сказки, стоит памятник писателю и скульптура « Дикие лебеди», созданная по мотивам его одноименного произведения

На узкой и тесной улочке Оденсе рядом с ветхим домиком ,где родился будущий сказочник, находится Дом-музей его имени. Картины и фрески на стенах комнат запечатлели отдельные эпизоды жизни Андерсена. Повсюду расставлена мебель из его копенгагенской квартиры. Кажется, будто сам хозяин только что пришел и снял с себя этот старый сюртук и сапоги; будто его дорожная сумка, трость и зонтик вот-вот отправятся вместе с ним в очередное путешествие. Тут же бесценные рукописи и редчайшие издания сказок на разных языках- плод пятидесятилетней и напряженной работы. Умер Андерсен в 1875 году. Он был поэтом- бедняком, несмотря на то. что короли считали за честь пожать его сухощавую руку.

2005 год взрослые объявили годом Ханса Христиана Андерсена, знаменитого сказочника из далекой Дании. В этом году исполняется 200 лет со дня его рождения! И сегодня мы отправимся в волшебный мир его добрых, веселых и грустных сказок; встретимся с королями и принцессами, эльфами и троллями, оловянными солдатиками и крошечной девочкой…

Сейчас я проведу с вами литературную игру по сказкам Андерсена.


Первый конкурс – «Звездный час».

Вопрос 1. В какой стране жил великий сказочник Х.К. Андерсен ?

1.Норвегия

2.Германия

3.Италия

4.Дания


Вопрос 2.Из шести произведений одно не принадлежит перу Андерсена. Назовите его.

1.»Оле Лукойе»

2. «Принцесса на горошине»

3.» Гадкий утенок»

4.» Снежная королева»

5. «Дикие лебеди»

6. «Золотой гусь» ( Бр. Гримм.)

Вопрос 3 Из 6 предложенных предметов пять взяты из сказки « Огниво». Определите лишний предмет.

      • Ранец

      • Сундук

      • Монеты

      • Оловянный солдатик

      • Сабля

      • Кремень


Вопрос 4 Из какой сказки эта песенка? «Ах, мой милый Августин, все прошло, все!»

                • Русалочка

                • Гадкий утенок

                • Снежная королева

                • Дикие лебеди

                • Свинопас

                • Оле-Лукойе

Вопрос 5. Кто из героев Андерсена мог сказать о себе так: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала троллей, и я все стал видеть злым и безобразным».

  • Кай

  • Дюймовочка

  • Герда

  • Элиза

  • Солдат



Вопрос 6. Как зовут главного героя сказки «Золотой мальчик»?

  • Петер

  • Йоганнес

  • Кай

А сейчас конкурс для всех – зрительский

    1. Скажите, кто был сыном старой оловянной ложки?

    2. Из скольких рассказов состоит сказка «Снежная королева?»

    3. Почему главный герой сказки «Снеговик» тосковал по печке? ( Потому, что внутри у снеговика была кочерга).

    4. Назовите пять сказок, в которых главными героями являются птицы («Гадкий утенок», «На утином дворе», «Дворовый петух и флюгерный, «Соловей», «Аисты».)

    5. Кем на самом деле был человек, пасший свиней в сказке «Свинопас?» (Принцем).

    6. Какое имя дал король эльфов Дюймовочке? (Майя)

    7. Какая сказка заканчивается словами: «Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, и на дворе стояло теплое, благодатное лето?» («Снежная королева»)

    8. Как зовут главных героев сказки:»Оле-Лукойе?» (Оле-Лукойе и Яльмар)

    9. Что видит во сне Хольгер Датчанин? ( Все, что делается в Дании)

    10. В какой сказке герой спасает императора от смерти своей песней? («Соловей»)

    11. В какой сказке герой добывает себе счастье с помощью собак? («Огниво»)

    12. Герои из какой сказки произносили следующие слова: «А почему у нас нет бессмертной души? Я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, чтобы потом тоже поднятьсяна небо» («Русалочка»)




Конкурс 2- «Бюро находок»


Ведущая.Давайте представим, что сегодня ночью в читальном зале у нас были гости и забыли свои вещи. Давайте вернем их владельцам. Вы должны знать, кому принадлежат эти предметы.

Зонтик (Оле-Лукойе).

  • Горошина ( Принцессе из сказки»Принцесса на горошине» ).

  • Санки или зеркало ( Каю из сказки «Снежная королева» ).

  • Скорлупка грецкого ореха. ( Дюймовочке).

  • Бумажный кораблик (Солдатику из сказки « Стойкий оловянный солдатик» ).

  • Крапива. ( Элизе из сказки «Дикие лебеди» ).

  • Белая и красная роза. ( Герде из сказки « Снежная королева»).

  • Музыкальный горшочек. ( Принцу из сказки « Свинопас»).

«Угадай сказку»

( Игроки должны определить, к какой сказке относятся прочитанные им подборки слов.)

  1. Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, утро, роза, ворона, олень, дружба. («Снежная королева»).

  2. Трава, жаба, кольцо, крапива, терпение.(«Дикие лебеди»).

  3. Лебедь, яйцо, мечта, утка, мороз, курица, вода.( «Гадкий утенок»).

  4. Тюфяк, карета, ливень, калоши, принцесса. («Принцесса на горошине».)

  5. Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц. ( « Русалочка»).

  6. Нора, полевая мышь, крыло, эльф, цветок.(«Дюймовочка».)

  7. Дупло, ветер, собака, колыбель, кремень.(«Огниво»).

  8. Роза, соловей, горшочек, трещотка.(«Свинопас»).

Следующий конкурс- « Портреты героев».

Ведущий. Сейчас я буду зачитывать отрывки из произведений Г.Х. Андерсена, а вы, ребята, должны будете угадать, окаких персонажах идет речь.

  • « В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развевались блестящие крылышки.» ( Эльф из сказки «Дюймовочка».)

  • « Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и все-таки живая! Глаза ее сверкали как звезды, но в них не было ни теплоты, ни красоты… ( Снежная королева.)

  • «Они уже ходили в школу, на груди у каждого красовалась звезда, а сбоку гремела сабля: писали они на золотых досках алмазными грифелями и отлично умели читать- хоть по книжке, хоть наизусть- все равно.Сразу было слышно, что читают настоящие принцы! У них была сестрица…» (!! Братьев- принцев из сказки» Дикие лебеди».)

  • « Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая…» (Принцесса из сказки « Принцесса на горошине».)
  • « Шел солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, он шел домой.» ( Солдат из сказки «Огниво».)
  • «Было когда-то 25 солдатиков, родных братьев по матери-старой ложке. Ружье на плече, голова прямо, красный с синим мундир- ну прелесть, что за солдаты. Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного . На него не хватило олова, и он был одноногим.» (Солдатик из сказки «Стойкий оловянный солдатик».)

Следующий конкурс-« Что было дальше»

Ведущий. Ребятам нужно продолжить сказку, т.е. пересказать ее близко к тексту.)

1.» Как-то раз совсем темный был вечер, а солдат не мог купить себе даже свечу; и тут вспомнилось ему, что при огниве, которое он взял в пустом дереве, куда спускала его ведьма, был огарок. Достал солдат огниво с огарком и только ударил по кремню и высек огонь, как… ( Огниво.)

2. « И вот с утра пораньше пошла королева в мраморную купальню, убранную мягкими подушками чудесными коврами, взяла трех жаб, поцеловала каждую и сказала первой…» (Дикие лебеди)

3.» Утенок опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, завидя его, тоже поплыли к нему.

-Убейте меня!- сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти. Но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде!...» ( Гадкий утенок)

4» –Знаю, знаю, зачем ты пришла! – сказала Русалочке морская ведьма.-Ты хочешь отделаться от своего хвоста и получить вместо него две подпорки, чтобы ходить, как люди. Хочешь, чтобы юный принц полюбил тебя. Но ты должна заплатить мне за помощь,- сказала ведьма…» («Русалочка».)

5. «…- Да что он, с ума сошел?- воскликнула принцесса и пошла своей дорогой, но шагнула раза два и остановилась.- Ведь я дочь императора! Скажите свинопасу, что я по- вчерашнему дам ему десять поцелуев, а остальные пусть дополучат с моих фрейлин.

- Да, но нам бы не хотелось…- заупрямились фрейлины…»(Свинопас)

6. « …Ткачи потребовали еще денег, шелка и золота- того де, чтобы продолжать работу. Но, получив все это, положили себе в карман, а на станках не появилось ни одной нитки. По- прежнему обманщики ткали на пустых станках. Немного погодя король послал другого почтенного сановника посмотреть, как продвигается работа и скороли будет готова ткань….»



Конкурс «Без слов»


(командам- соперницам предлагается без помощи слов изобразить литературных героев из сказок Х.К. Андерсена так, чтобы команда- соперница отгадала, оком идет речь. Команде присуждается один балл за артистичность, 1 балл за юмор и 1 балл, если команда- соперница отгадает изображаемого героя.


Задание для команды 3а кл..Утята и гадкий утенок вылупляются из скорлупы, рядом- беспокойная утка. («Гадкий утенок»)

Задание для команды 3-б класса : Водяная крыса гонится за оловянным солдатиком, требуя у него паспорт. («Стойкий оловянный солдатик».)

Задание для команды 3-в класса: Яльмар спит. К нему сзади подкрадывается Оле- Лукойе и легонько дует ему в затылок. (Оле-Лукойе.)

Ведущий: Ребята, вы все хорошо подготовились к сегодняшнему празднику и немного устали. Мы предлагаем вам немного отдохнуть и встретиться с героями сказок Андерсена. А вы, ребята, внимательно слушайте, смотрите и вспоминайте названия тех сказок , которые вы сейчас увидите..

( Идет инсценировка сказок Андерсена)



Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие по сказкам Андерсена. Но он ведь писал много- много замечательных сказок, в которых рассказывал обо всем, что только могло прийти ему в голову, о самых разных вещах, которые попали ему под руку.

Сам писатель говорил так: « Часто мне кажется, будто каждый плетень, каждый самый маленький цветочек говорят мне: только взгляни на меня, и тебе откроется история моей жизни. И действительно, стоит мне сделать так, как они велят, и рассказ о любом из них готов».В 1956 году Международным советом по книгам для детей и юношества была основана международная премия Х.К. Андерсена, присуждается она один раз в апреле. С 1967 года день рождения Андерсена ( 2 апреля) стал отмечаться еще и как Международный день детской книги.

По сказкам Андерсена написано много пьес, созданы мультфильмы и художественные фильмы. К сказкам великого датского сказочника люди возвращаются много раз- сколько бы им ни было лет. Вам, ребята, тоже предстоят встречи с маленькой Гердой, разыскивающей любимого брата по всему свету, с гадким утенком, с глиняной свиньей- копилкой, набитой деньгами, с печальной Русалочкой… А многих андерсеновских героев вы видите на нашей выставке. Посмотрите, они занимают совсем немного места. Возможно, вы еще не читали сказок, героями которых стали штопальная игла или свинья- копилка. Вы можете найти эти сказки здесь-же. Волшебный мир сказок Андерсена перед вами!


А сейчас самое приятное. К сегодняшнему мероприятию мы сделали анализ читателиских формуляров и выявили самых активных читателей этого учебного года .Самым читающим учеником 2-х классов стал…

Самым читающим учеником 3-х классов стал…

Я хочу наградить ребят- членов кружка « Юные книголюбы», которые показали вам отрывок из сказки «Принцесса на горошине».

За активное участие в подготовке и проведении «Недели детской и юношеской книги», посвященной 200-летию со дня рождения Х.К.Андерсена награждается…

Поздравляем ! Всего вам доброго!

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"