Так начинались коммунарские
Первые коммунарские сборы в нашей школе прошли в 1990 году. А уже на следующий год в школу пришла Ирина Александровна Кропачева. Все сборы с 1991 по 1998 год проводили команды, организованные ей, тогда заместителем директора по воспитательной работе.
Сейчас Ирина Александровна работает в школе № 99 на КБС. Придя брать интервью, я начал с того, что стал разбираться в датах.
- Ирина Александровна, начну с уточнения: Вы пришли в 76-ю в 1991 году, но сборы начались немного раньше. Между тем в "Галерее славы" написано, что Вы организовали коммунарское движение. Выходит, неточность?
- Ну, тогда выходит, что да: Смотря что считать началом: если проведение первого сбора как разового мероприятия, то, наверное, первую дату, а если говорить о системе, то с моим приходом. Тогда появилась команда, которая занималась этими сборами, затем - другая команда... Началось, можно сказать, массовое движение.
- Первая команда - это:
- До меня в 76-ю школу пришли Дима Алфёров и Лариса Панкевич. Они пришли, видимо, благодаря Людмиле Ивановне, за ней потянулись. Мы уже друг друга знали, занимались сборами на уровне района. Татьяна Геннадьевна Азарскова, кстати, тоже с нами была. И вот как раз они с Людмилой Ивановной сборы провели первые, до меня. Когда я пришла, они были уже в одиннадцатом классе, и кто-то должен был придти им на смену. Тогда мы с ними взялись за организацию массовых сборов. Поехали в "Родничок". Это было нечто. Я привыкла, что ребята много умеют, много знают, и думала, что все старшеклассники такие. И вот мы выехали с этой "сырой" командой. Закончился первый сбор тем, что мне пришлось возвращаться ещё потом на эту базу через несколько дней, выручать свой паспорт, поскольку мне сразу его не дали: растеряно было много постельного белья. Когда сборы закончились, все, совершенно не по-коммунарски, собрались и - прямёхонько на электричку. А я тут одна сдаю корпус. Ни тебе командиров моих, никого. Они уехали, билеты у меня остались, их там оштрафовали всех по дороге без меня. Так что я на всю жизнь запомнила, как мы собирали потом это бельё, там жутко чего не хватило, мне пришлось из Челябинска подушку даже везти: Это был уникальный сбор за всю мою практику. Первый блин комом. Но начало было хорошее сделано.
- А какие классы участвовали тогда в сборах?
- Как организаторов я пригласила тогда десятиклассников, чтобы они подготовились и потом начали серьёзно заниматься. А вообще, по-моему, были классы с 9 по 11. Много тогда ездило. Ещё была возможность купить путёвки на базу.
- Как коммунарские сборы появились в нашей школе?
- Пригласила нас всех, конечно, Людмила Ивановна, потому что ей хотелось, чтобы в школе было это движение. Она поэтому меня нашла и уговорила придти в школу, зная, что я могу делать. До 76-й она работала в районном управлении образования, а у меня в Доме пионеров был клуб.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о вашем клубе.
- Раньше был в районе пионерский клуб, где собирались председатели советов дружин. А время как раз было перестроечное. Все эти формальные, как нам казалось, комсомольские и пионерские организации уходили в сторону. Появились разные свободные движения. В том числе и коммунарское. А я была методистом, у меня был коллектив - большой и очень хороший.
- И вы тогда занимались районными коммунарскими.
- Да, конечно. Не знаю, с какого года этим занимаюсь.
- А как получилось, что вы стали заниматься коммунарскими сборами?
- Пришла работать в Дом пионеров методистом. В то время проходили областные сборы. Школа № 1 давным-давно этим занималась. Они решили собрать всех ветеранов коммунарства. Очень много было именитых людей. Я туда попала и была поражена, что такое существует, что такие отношения так быстро могут выстроиться между людьми, которые пять минут назад не знали друг друга. Это было для меня потрясение, потому что там, где я училась, слыхом не слыхивали об этом. Вернулась и давай рассказывать. Начали мы тоже что-то делать, сборы стали проводить в районе, потом в школах начали проводить сборы. Собрали директоров, они прожили с нами в атмосфере коммунарских сборов, пришли в свои школы - давай в своих школах проводить, команды собирать. И так по цепочке пошло.
- С 1991 года сборы в нашей школе проходили как - раз в год?
- Нет, и по два, и по три раза. Вся жизнь была в этих сборах. Приедешь, не успеешь распаковать чемоданы - дети уже собираются снова. И мы начинаем готовиться к следующим сборам. Много сборов было на выезде. Ребят приглашали в другие школы города, мы проводили сборы в Саргазах, в Сатке, в моей родной школе в Курганской области. И, конечно, в своей школе. Потом, когда сложно стало выезжать на базу, стали в школе проводить однодневные сборы. А раньше два, три дня было.
- Что обычно было на сборах, как они проходили?
- Программа всегда шла от ребят, что им было интересно. Могу заметить только одну тенденцию: для новичков, кто впервые на сборы попадает всегда были игровые программы, а потом людей начинает привлекать уже другое: коллективные камерные дела, большой круг, разговор при свечах, "огоньки" - самое ценное было здесь. Конечно, игры спортивные, какие-то трудовые дела. Если сборы на базе, обязательно делали трудовой десант: выбивали пыль, мыли комнаты, осенью заклеивали, утепляли окна, зимой снег чистили. Когда деревенька рядом - там ведь пожилые люди живут - ребята им помогали, дрова кололи. Потом эти трудовые десанты стали уходить в небытие. Поколение новое, другое. Всегда было очень много психологических тренингов. Обязательно было дело, которое давало ребятам новые знания. Так как у нас в школе было много интересных людей, которые могли многое дать, очень качественная всегда была "вертушка" - мастерские. Ребята были даже более "продвинутыми", чем учителя, в валеологии, например, когда это направление только появилось. Татьяна Ивановна Новикова - у неё неординарный взгляд творческий - многому учила.
- Для чего были нужны трудовые дела? Ведь сейчас их нет.
- Сейчас в обществе физический труд стал терять свои позиции. Стал менее значимым. Физический труд ушёл из школы, напрочь. И ещё: наша школа получила статус гимназии, а ребята не отбирались специально, и важно было тогда престиж знаний поднять. Было очень много интеллектуальных дел. И как-то не хватало времени. И вообще всегда была большущая программа, и никогда всё сделать не успевали. Обязательно какое-то дело выпадало.
- Какой изначально была главная цель коммунарских сборов? Сейчас главное для большинства - собраться, пообщаться, повеселиться.
- Общение - это естественная потребность возраста. Другое дело, на какую тему и что даёт это общение. Нам в своё время хотелось в ходе общения открыть детей, вселить веру в себя. От недостатка общения у многих ребят низкая самооценка. Главным было, чтобы они получили возможность самореализации. И, может быть, это от меня шло больше - было много дел дискуссионного плана, когда мы обсуждали различные проблемы.
- Какие, например?
- Например, одиночество. Даже шестиклассникам, помню, эта проблема была очень близка. Ещё у нас была глубокая тема - вера. Вера как таковая, вера в Бога, вера в себя, вера в других людей. Говорили о ценностях. Понимание друг друга, умение принимать других людей, поддерживать - ценности, которые сближают людей.
- Как вы думаете, почему коммунарские сборы уже столько времени живут, продолжаются, сейчас уже новая команда приняла эстафету:
- Само коммунарство - это ведь движение. В нём заложены принципы, которые не позволяют остановиться. Главная идея: научился сам - научи другого. Не мыслю команды, которая бы занималась коммунарством и не готовила бы себе смену. Вижу, что самое главное, наверное, я в школе сделала. Если бы с моим уходом всё прекратилось, это значило бы, что я потерпела фиаско.
Андрей ОВДИЕНКО
Газета "Наша гимназия", № 6 (15) от 21.01 - 03.03.2002 г.