В современном мире педагогу и ребенку становится все труднее ориентироваться в потоке информации. Возникает потребность в оптимизации ее поиска и отбора . А значит, чрезвычайно важным делом в учебной, исследовательской деятельности учащихся становится овладение высокой информационной грамотностью.
Что же такое информационная грамотность?
ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и перерабатывать информацию, в каком бы виде она ни была.( Громова О. Развитие информационной грамотности учащихся в школьной и детской библиотеке// Библиотека в школе – первое сентября.-2006.-№17.-с.42)
В современном мире сегодня появилось множество источников информации: электронные носители, видео, аудио – кассеты, система каталогов, картотек, различного рода указатели и т.д.
Но несмотря на интервенцию новых носителей информации, книжная культура сохраняет свое значение как в общем, так и в исследовательской деятельности в частности. Ведь только то общество, которое читает, является обществом, которое мыслит.
В исследовательской работе учащихся умение работать с информацией не может быть без умения работать с текстом, книгой. Поэтому в одном ряду с умением писать, читать и считать сегодня стоит и умение самостоятельного поиска необходимой информации, владения навыками культуры чтения, куда входит:
-
Сознательное и заинтересованное отношение к книге, знание правил обращения с ней и гигиены чтения;
-
Владение навыками самостоятельного выбора книг( структура книги), умения пользоваться каталогами, картотеками, рекомендательными списками литературы;
-
Знакомство с разными видами справочной литературы: словарями, энциклопедиями, справочниками, обучение самостоятельной работе с ними для расширения и углубления знаний, полученных учащимися на уроках.
-
Владение методами самостоятельной работы с книгой: знание правил конспектирования, владение методикой оформления реферата, основы составления библиографической записи документа.
Все перечисленные знания и умения являются важным звеном в исследовательской работе учащихся.
Тесты
Тест № 1 "История возникновения информационных ресурсов общества" (4 класс)
Тест № 2 "Способы хранения информации" (4 класс)
Тест № 3 "Методы работы с книгой по поиску информации" (4 класс)
Тест № 4 "Методы работы с книгой" (5 класс)
Тест № 5 "Информационная культура – путь к самообразовательной работе школьника" (6 класс)