Школьная библиотека. Информационная грамотность. Пиктография
 
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
 
 

Информационная грамотность. Пиктография

 

 

Пиктография: библиотечный урок, 4 класс


Цель: Знакомство детей с историей возникновения письменности, о способах хранения информации в древности

Задачи: дать знания о первобытных настенных рисунках, которые археологи нашли в пещерах по всему свету.

Оборудование: электронная презентация к уроку, цветные карандаши, бумага


Информация для учителя:

Возникновение письменности относится к глубокой древности. Способов делать записи или передавать известия было много. Например, для счета овец в стаде или мешков с мукой люди делали зарубки на палке. До сих пор крестьяне пользуются палками вместо записных книжек и расписок. Положим, крестьянин взял в долг у купца четыре с половиной мешка муки. Вместо того, чтобы написать расписку, он обстругивает небольшую палочку и делает на ней зарубки – четыре больших и одну поменьше. Потом он раскалывал палочку по длине на две половинки, одну отдает купцу, а другую оставляет у себя.

Когда приходит время платить долг, обе половинки складываются. Тут уж не может быть обмана – по черточкам сразу видно, какой был долг.

А еще делали зарубки на палке для счета дней. Такой календарь был, например, у Робинзона Крузо на необитаемом острове.

От старинного счета по зарубкам и пошло, верно, наше выражение: заруби на носу. При этом носом называли не нос, а палку, которую носили с собой.

Разбираться в узелках и раковинах было делом мудреным. Существовали гораздо более простые способы записывать события или передавать известия. Если племя хотело объявить другому войну, оно посылало ему копье, стрелу или томагавк. Всякому было ясно, что этот подарок пахнет кровью. А если речь шла о мире, посылали табак и трубку в придачу.

Трубка у индейцев всегда обозначала мир. Собравшись на совет, вожди союзных племен усаживались вокруг стола. Один из них закуривал трубку и передавал ее соседу. В торжественной тишине трубка мира обходила весь круг.

Когда люди еще не умели писать на бумаге, они составляли из вещей целые письма. Скифы, населявшие в древности южную Россию, послали однажды своим соседям вместо письма птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Смысл этой странной коллекции был такой:"Умеете ли вы летать, как птицы, прятаться в землю, как мыши, прыгать по болотам, как лягушки? Если не умеете, то не пробуйте воевать с нами. Мы осыплем вас стрелами, лишь только вы вступите в нашу страну.". До настоящих писем, до настоящей бумаги люди додумались не так скоро. Прошло много тысяч лет, прежде чем люди от говорящей вещи дошли до говорящей бумаги. Но победил тот, которым мы пользуемся сейчас, - способ писать буквами. Собственно письмо и началось с рисунков. В пиктографии рисунки и письмо нерасчленимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности.

ПРИМЕР, Эскимосы Аляски оставили рисунок, предупреждающий случайного гостя, что в доме нет еды. Был нарисован человек, который поднес руки ко рту – это означало "еда". Человек развел руки в стороны –знак отрицания: "нет еды".

На скалах и в пещерах сохранились рисунки первобытных людей. В "темных подземных залах"на стенах тянутся изображения оленей, кабанов, бизонов, буйволов. Животные бегут, стоят, лежат. Первобытные художники выразительно рисовали животных. Они были очень наблюдательны.

Охотники подробно изучали поведение стада. Для чего они следили за поведением животных? Зачем человек рисовал зверей? Возможно, для пещерного человека эти картины имели какое – то практическое значение. Может быть, через эти рисунки человек общался с богами. Возможно, убивая нарисованного зверя, он верил, что это поможет ему на предстоящей охоте.

Пещерные люди были охотниками. Рисовали они зверей и сцены охоты. Они очень заботились о сходстве, и поэтому звери у них получались как живые. Так же, как теперешние охотники – индейцы, первобытные люди считали себя, вероятно, родичами зверей. Индеец называет себя Бизоном, потому что считает, что его род произошел от бизона; называет себя Волком, когда считает, что его родоначальником был волк. И если первобытные охотники Европы тоже считали себя родичами зверей, тогда рисунки в глубине пещер – это изображение предков, покровителей племени.

Но есть и другие рисунки, которые говорят другое. На стене изображен бизон, пронзенный дротиками, рядом – олень, пораженный стрелой. Для чего они нарисованы в пещере? Не для того ли, чтобы околдовать зверя, приманить его заклинаниями к стоянке? Так и сейчас еще поступают колдуны – шаманы многих племен: чтобы одолеть врага, делают из глины его изображение и над ним колдуют, ранят изображение копьем или поражают стрелами.

Настенные рисунки сохранили свои краски: красную, белую, черную и желтую. Черную краску добывали из угля, белую – из известняка, желтую и красную – из глины.

ЗАПИСАТЬ: Пиктография – вид письма, при котором предметы, события и действия изображаются с помощью условных знаков ( рисунков). Возникла в 3 в. До н. эры.

Как давно обнаружили "пещерные галереи"? Все началось с Альтамиры, горного местечка в Испании. Марселино Сутуола с дочкой на плечах и несколькими местными жителями отправились смотреть пещеру, недалеко от поместья. Когда они вошли в самый большой зал пещеры и подняли вверх зажженные факелы, то маленькая девочка испугалась и закричала :" Папа! Смотри…быки…быки…Я боюсь!". Дочка Сутуолы показала на стены. На темном фоне древнего камня четко были видны бизоны. Один бизон поднял голову и ревел, другой бежал. С одной стороны виднелись фигуры двух коней, с другой - на бизонов смотрел кабан.

В 1879 году пещеру приехали смотреть ученые. И не поверили, что все это нарисовано древними художниками. Кто – то узнал, что за несколько месяцев до находки в поместье сутуолы гостил художник из Франции. И участники Международного конгресса археологов обвинили Сутуолу в мистификации.

Но через несколько лет на юге Франции , в провинции Дордонь , нашли новые наскальные рисунки. Долгое время считали, что наскальные рисунки существуют только в Западной Европе: в Испании и Южной Франции. Однако наскальные рисунки встречаются в Сахаре, Башкирии, Узбекистане, по всей Сибири.

Рисунки в пещерах – это еще не запись событий, это еще не настоящий рассказ в картинках. Но до рассказов в картинках от них недалеко.

Вот такой рассказ, найденный на скале у Верхнего озера в Америке.



Известно, что люди сначала научились рисовать, а уже потом писать буквами. Если нужно было написать "тигр", то люди рисовали тигра, нужно было написать"охота", люди рисовали охотника и зверя. Получалось, что древние люди оставили для потомков письма – рассказы, хотя и не умели писать.
А вот могильная плита, на которой нарисован перевернутый вверх ногами олень. По рисункам, которые высечены на этом камне, можно многое узнать про человека, погребенного под ним.


Звали его, вероятно, Быстроногий Олень. Он прославился как охотник на лосей – об этом говорит нарисованная ниже голова лося. Он учавствовал во многих походах и сражениях, число которых обозначено черточками. Последняя война продолжалась два месяца – изображены две луны и топорик – томагавк. В этой войне он и погиб , о чем рассказывает нам перевернутый олень, нарисованный под двумя лунами.


Всю биографию человека можно прочесть иногда на нем самом: у очень многих народов существует обычай украшать свое тело рисунками и узорами. У полинезийцев каждый рисунок татуировки имеет свое значение. Страшная рожа на груди – это изображение какого – то божества. На такой знак имеет право только вождь. Узор из черточек и квадратиков говорит о походах, в которых учавствовал воин. Узор из белых дужек и черных кружочков – это память о победах, одержанных вождем над врагами.

ЗАДАНИЕ ПОПРОБУЙТЕ НАРИСОВАТЬ КАРТИНКИ О ТОМ, КАК ВЫ ПРОВЕЛИ СЕГОДНЯШНИЙ ДЕН, ИСПОЛЬЗУЯ ПРИ ЭТОМ ТЕ ЦВЕТА, О КОТОРЫХ МЫ ГОВОРИЛИ ( КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЧЕРНЫЙ)

Литература:

  1. Ильин М.Сто тысяч почему [Текст] / М. Ильин .- Л.: Дет.лит.,1989.-224 с.
  2. Кашурникова Т.М. чудо, имя которому – книга [Текст] /Т.М. Кашурникова .-М.: Школьная библиотека. 2006.-104 с.
  3. Кашурникова Т.М.Основы информационно-библиографической грамотности для учащихся [Текст]:методические рекомендации для библиотекарей.-М.: Русская библиотечная ассоциация, 2007.-127 с.
Дата последнего обновления страницы 14.02.24
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения