Школьная библиотека. Информационная грамотность. Пояснительная записка
 
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
 
 

Информационная грамотность. Мастер-класс. Пояснительная записка

 

 

Мастер – класс "Разнообразие источников информации. Справочная литература" на областной конференции"исследовательская работа младших школьников".


"В основе прогресса лежат

Не столько перемены, сколько традиции.

Те, кто не способен запомнить прошлое,

Обречены повторять его"

Д. Сантаяка, американский философ.



В современном мире педагогу и ребенку становится все труднее ориентироваться в потоке информации. Возникает потребность в оптимизации ее поиска и отбора . А значит, чрезвычайно важным делом в учебной, исследовательской деятельности учащихся становится овладение высокой информационной грамотностью.


Что же такое информационная грамотность?


ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и перерабатывать информацию, в каком бы виде она ни была.( Громова О. Развитие информационной грамотности учащихся в школьной и детской библиотеке// Библиотека в школе – первое сентября.-2006.-№17.-с.42)


В современном мире сегодня появилось множество источников информации: электронные носители, видео, аудио – кассеты, система каталогов, картотек, различного рода указатели и т.д.


Но несмотря на интервенцию новых носителей информации, книжная культура сохраняет свое значение как в общем, так и в исследовательской деятельности в частности. Ведь только то общество, которое читает, является обществом, которое мыслит.

В исследовательской работе учащихся умение работать с информацией не может быть без умения работать с текстом, книгой. Поэтому в одном ряду с умением писать, читать и считать сегодня стоит и умение самостоятельного поиска необходимой информации, владения навыками культуры чтения, куда входит:


  • Сознательное и заинтересованное отношение к книге, знание правил обращения с ней и гигиены чтения;

  • Владение навыками самостоятельного выбора книг( структура книги), умения пользоваться каталогами, картотеками, рекомендательными списками литературы;

  • Знакомство с разными видами справочной литературы: словарями, энциклопедиями, справочниками, обучение самостоятельной работе с ними для расширения и углубления знаний, полученных учащимися на уроках.

  • Владение методами самостоятельной работы с книгой: знание правил конспектирования, владение методикой оформления реферата, основы составления библиографической записи документа.


Все перечисленные знания и умения являются важным звеном в исследовательской работе учащихся.


ЦЕЛЬ КУРСА – дать учащимся знания, умения и навыки, позволяющие самостоятельно выявлять и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, общеобразовательное и практическое значение.

 


Задачи курса:


  1. Дать представление учащимся о современных информационных технологиях.

  2. Воспитание культуры чтения учащихся:

    1. Системность чтения

    2. Структура книги

    3. Умение самостоятельно производить поиск нужной информации в различных видах изданий как внутри школьной библиотеки, так и вне ее.

  3. Умение применять информационно – библиографические знания в учебном процессе и в процессе самообразования.

  4. Изучение и практическое использование оформления результатов самостоятельной учебной и научно – исследовательской работы (подготовка рефератов, докладов, конспектов).

  5. Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней.


Основные разделы курса:


1. Информационная культура школьника. Основные понятия.(2 часа)

Формы проведения:

  • Беседа

  • Работа с личным словариком

2. История возникновения информационных ресурсов общества. Способы хранения информации(прошлое, настоящее, будущее).(4 часа)


Формы проведения:

  • Беседа

  • Урок творчества: написать письмо одним из древних способов.


3. История книги. Книжная культура славян (4 часа)


Формы проведения:

  • Беседа, работа с личным соварем

  • Практическое занятие: выписать понравившиеся афоризмы, пословицы, поговорки о чтении;

  • Рассуждение:"Книга в моей жизни"


4. Изобретение книгопечатания(4 часа)


Формы проведения:

  • Беседа,

  • Работа с тетрадью

  • Тест


5.Структура книги( 6 часов)


Формы проведения:

  • Беседы;

  • Практические работы;

  • Работа с личным словарем;

  • "Мастерим книгу сами":урок творчества.


  1. Твои первые энциклопедии, словари, справочники (5 ч.)


Формы проведения:

  • Беседы;

  • Практические, самостоятельные работы;

  • Кроссворды;

  • Тест;

  • Интеллектуальная игра "Главный спутник любознательных" ( по энциклопедии "Что такое, кто такой).

  1. Простейшие формы переработки информации(2 ч.)


Формы проведения:

  • Беседа

  • Работа с личным словарем

  • Практическое занятие


  1. Самостоятельная работа школьников при поиске информации (4 ч.)


Формы проведения:

  • Беседы

  • Практическое занятие


  1. Методы самостоятельной работы с книгой (4 ч.)


Формы проведения:

  • Беседа

  • Работа с личным словарем

  • Практическое занятие

  • Тест


  1. Итоговое занятие (1 час)


Форма проведения:

  • Интеллектуальная игра "Что вы знаете о книге"

 


В работе с учащимися используются различные методические приемы: беседы, обзоры, кроссворды, книжные выставки, викторины, практические занятия, самостоятельные, творческие работы, тесты.


Методов исследовательской деятельности много. Все они связаны с умением работать с информацией. Один из очень важных методов – это умение работать со справочной литературой: энциклопедиями, словарями, справочниками. Ориентироваться в том 2море информации", каким являются многочисленные энциклопедии, словари и справочники и умение брать из огромного потока информации главное, только то, что тебе нужно – очень важная задача.


Сегодня я хочу показать вам один из уроков курса "Основы информационной грамотности" – это урок, который называется "Разнообразие источников информации. Справочная литература.




Вернуться назад

Дата последнего обновления страницы 14.02.24
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения