Лихачев Д.С.
 
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
 
 

Лихачев Д.С.

 

Дмитрий Сергеевич Лихачёв

советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук

 

Биография Д.С.Лихачева

1906 года 28 ноября —в семье инженера-электрика Сергея Михайловича и Веры Семеновны Лихачевых в Санкт-Петербурге родился сын Дмитрий.

Жили Лихачевы скромно, но находили возможность не отказываться от своего увлечения — регулярных посещений Мариинского театра. Больше всего маленькому Диме нравилось бывать в театре. Первый спектакль, на который его привезли, «Щелкунчик», впечатлил тем, что прямо на сцене падал снег и была елка. Театр стал навсегда любимым местом.

А летом снимали дачу в Куоккале, где Дмитрий приобщился к среде артистической молодежи.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв начинал свое обучение в гимназии Императорского Человеколюбивого общества, а в 1916—1920 годах продолжил его в Петербургской школе К. И. Мая.

В 1917 году в связи с переездом, Дмитрию Сергеевичу Лихачёву пришлось сменить место учебы, он продолжил образование в Советской трудовой школе имени Л. Д. Лентовской, где большое внимание уделялось становлению личности учеников, их умению мыслить самостоятельно и независимо, вырабатывая собственное мировоззрение.

В 1923 году Дмитрий Сергеевич Лихачев поступил в Ленинградский университет на факультет общественных наук. Дмитрий Сергеевич Лихачёв о своей учёбе в университете:

 «Наиболее важный и в то же время наиболее трудный период в формировании моих научных интересов — конечно, университетский. Я поступил в Ленинградский университет несколько раньше положенного возраста: мне не было еще 17 лет. Это был едва ли не первый год приема в университет по классовому признаку. Университет переживал самый острый период своей «перестройки».

Появились профессора «красные» и просто профессоры. Впрочем, профессоров вообще не было — звание это, как и ученые степени, было отменено.

Защиты докторских диссертаций совершались условно. Оппоненты заключали свои выступления так: «Если бы это была защита, я бы голосовал за присуждение...» . Так же условно было и деление «условной профессуры» на «красных» и «старых» по признаку — кто как к нам обращался: «товарищи» или «коллеги».

Я поступил на факультет общественных наук. Сокращение ФОН расшифровывалось и так: «Факультет ожидающих невест». Но «невест» там, по нынешним временам, было немного.

На факультете были отделения. Было ОПО — общественно-педагогическое отделение, занимавшееся историческими науками, было этнолого-лингвистическое отделение. Я выбрал романо-германскую секцию, но сразу стал заниматься и на славяно-русской.

Обязательного посещения лекций в те годы не было. Не было и общих курсов, так как считалось, что общие курсы мало что могут дать фактически нового после школы.

Студенты сдавали курс русской литературы XIX века по книгам, прочесть которых надо было немало. Ленинградский университет в 20-годы представлял собой необыкновенное явление в литературоведении, а ведь рядом еще, на Исаакиевской площади, был Институт истории искусств («Зубовский институт»), и существовала интенсивная театральная и художественная жизнь.

Все это пришлось на время формирования моих научных интересов, и нет ничего удивительного в том, что я растерялся и многого просто не успевал посещать.

Я окончил университет в 1928 году, написав две дипломные работы

Что дало мне больше всего пребывание в университете? Трудно перечислить все то, чему я научился и что я узнал в университете. Дело ведь не ограничивалось слушанием лекций и участием в занятиях. Бесконечные и очень свободные разговоры в длинном университетском коридоре. Хождения на диспуты и лекции, Дома печати и Дома искусств и т.д.

Из занятий в университете больше всего давали мне не «общие курсы» (они почти и не читались), а семинарии и просеминарии с чтением и толкованием тех или иных текстов.

С первого курса я посещал практические занятия по логике профессора А. И. Введенского, которые он по иронии судьбы вел в помещении бывших Женских Бестужевских курсов. «По иронии судьбы» — ибо женщин он открыто не признавал способными к логике. В те годы, когда логика входила в число обязательных предметов, он ставил студенткам «зачет», подчеркнуто не спрашивая их, изредка отпуская только иронические

Мое время — это не только расцвет литературы, но и расцвет гуманитарных наук. Такого созвездия ученых — литературоведов, лингвистов, историков, востоковедов, какое представлял собой Ленинградский университет и Институт истории искусств в Зубовском дворце в 20-е годы, не было в мире.

К несчастью, я не представлял себе тогда — как важно послушать поэтов и писателей, повидать их. Поэтому для меня учение в Ленинградском университете было временем упущенных возможностей. Я слышал Собинова, но уступил другу свой билет на Шаляпина, не пошел на встречи с Есениным и Маяковским. Только однажды разговаривал по телефону с С. Mapшаком (он предлагал мне заняться детской литературой — писать для детей по русскому языку)".

8 февраля 1928 года «академиков» арестовали.

Лихачева отправили на Соловки. Там он пережил «общие работы» и сыпной тиф. Больше всего Соловки убедили Лихачева в том, что в каждом человеке есть непременно что-то хорошее. Квартирный вор- Овчинников и бандит-налетчик- Иван Комиссаров, сидевший с Лихачевым в одной камере, спасли ему жизнь. «Пребывание на Соловках было для меня всю жизнь самым значительным периодом жизни», - писал исследователь.

Но поездка на Соловки в 1966 году оставила у Дмитрия Сергеевича тяжелые впечатления: «Один памятник для всех сотен могил, рвов, ям, в которых были засыпаны тысячи трупов, открытый уже после моего последнего посещения Соловков, должен, как мне представляется, еще более подчеркивать обезличивание, забвение, стертость прошлого. Увы, тут уже ничего не сделаешь. Надо призвать свою память, ибо помнить прошлое Соловков стало уже больше некому», - Писал Лихачёв.

Во время отбывания наказания, Лихачёв опубликовал в местной газете первую научную работу «Картёжные игры уголовников».

Досрочно освобождённый в 1932 году «за успехи в труде» Лихачёв, позже вернулся в Ленинград. Какое-то время, являлся редактором издания Соцэкгиз. В 1935 году Дмитрий Сергеевич издал свою первую научную статью, материалы для которой он собирал во время заключения, «Черты первобытного примитивизма воровской речи» — в сборнике Института языка и мышления им. Н. Я. Марра.

В 1936 году с него были сняты все судимости, по ходатайству президента академии наук СССР. Но в аспирантуру поступить сразу не удавалось, так как к нему как к бывшему заключённому были предъявлены слишком строгие требования.

В 1941—1942 годах вместе с семьёй Лихачёв находился в осаждённом Ленинграде, но и в условиях блокады не прекращал научной деятельности. В это время им была написана брошюра «Оборона древнерусских городов».

В июне 1942 года вместе с семьёй эвакуировался по Дороге жизни из блокадного Ленинграда в Казань.

Дмитрий Сергеевич Лихачев был почетным доктором Университета имени Николая Коперника в Торуне, Оксфорда, Эдинбургского университета, Университета Бордо, Цюрихского университета, Будапештского университета имени Лоранда Этвеша, Софийского университета, Карлова университета, Сиенского университета, почетным членом сербского литературно-научного и культурно-просветительного общества, Философского научного общества США.


Обоснование выбора личности Дмитрия Сергеевича Лихачёва

Изучение наследия Дмитрия Сергеевича Лихачева - большая интеллектуальная работа.

На мой взгляд, особый интерес представляют вопросы соотношения чести и достоинства, совести и порядочности, нравственности и долга. Нынешней молодежи просто не хватает этих понятий и качеств. Пугает то, что понятие чести, порядочности и совести зачастую вызывает у современной молодежи лишь ухмылку.

Что же говорить о духовных ценностях. Каждый человек должен заботится о своём интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом в котором он живёт, а главное перед самим собой.

Я считаю, что книга Дмитрия Сергеевича Лихачёва «Письма о добром и прекрасном», отлично может объяснить подросткам, что следование путём добра - путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен, и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

«Письма о добром и прекрасном»- дают мудрый и честный ответ на вопросы, жизненно важные для всего общества сегодня. Это урок патриотизма и гражданственности, образец человеческой мудрости и доброты, который каждый подросток в состоянии усвоить после прочтения данного литературного шедевра.

Именно такие книги, способны поддержать нравственное начало в обществе для его дальнейшего спокойного сосуществования , объединить всех нас в стремлении обеспечить каждому человеку достойную и счастливую жизнь, которую он может дать не только себе, но и близким ему людям.

Каждая эпоха находила своих пророков и свои заповеди. На рубеже ХХ-ХХI веков появился человек, сформулировавший вечные принципы жизни применительно к новым условиям. И этим человеком является Дмитрий Сергеевич Лихачёв, который сформулировал «10 заповедей гуманизма».

Эти заповеди, по мысли ученого, представляют собою новый нравственный кодекс третьего тысячелетия. Эти десять заповедей служат «завещанием Лихачева и его автопортретом, в которых ярко выражено совмещение ума и добра».

Для педагогической науки эти заповеди могут явиться теоретической основой содержания нравственного воспитания. И это только несколькие из произведений Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

Так что мы считаем, что именно эта личность достойна олицетворять кабинет обществознания и дисциплину в целом. Ни у кого, я уверена, не должно быть сомнений в том, что идеи Дмитрия Сергеевича Лихачёва не только современны, но и своевременны. Следовать им, значит выжить, в наше сложное, растерявшее нравственные ориентиры время.


Десять заповедей человечности

Лихачев Д.С., академик РАН

  1. Не убий и не начинай войны.
  2. Не помысли народ свой врагом других народов.
  3. Не укради и не присваивай труда брата своего.
  4. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
  5. Уважай мысли и чувства братьев своих.
  6. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.
  7. Чти природу как матерь свою и помощницу.
  8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
  9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.
  10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 14.02.24
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения