Школьная библиотека. Информационная грамотность. История возникновения информационных ресурсов общества
 
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
 
 

Информационная грамотность. История возникновения информационных ресурсов общества

 

 

История возникновения информационных ресурсов общества –библиотечный урок. 4 класс


Цель: Знакомство детей с историей возникновения письменности, о способах хранения информации в древности

Задачи:
  • рассказать о видах письменности людей до изобретения письма
  • закрепить понятия "узелковое письмо кипу","говорящие вещи"

ЖИВАЯ КНИГА. Давным – давно, когда люди еще не умели писать, письма были…живыми. Первая книга была совсем не похожа на теперешнюю. У нее были руки и ноги, она не лежала на полке, она умела говорить и даже петь..Это была живая книга – человек.

В те времена, когда люди не умели еще ни читать, ни писать, когда не было ни букв, ни бумаги, ни чернил, ни перьев, предания старины, законы и верования хранились не на книжных полках, а в человеческой памяти. Люди умирали, а предания оставались. Мы потому – то и называем их "преданиями", что они передавались от одного человека к другому.

Переходя из уст в уста, предания эти понемногу менялись. Кое – что прибавлялось, кое – что забывалось. Со временем предание о каком – либо храбром вожде превращалось в сказку о богатыре, которому не страшны ни стрелы, ни копья.

У нас на севере до сих пор живут сказители и сказительницы, которые знают никем не записанные былины – сказки о богатырях. Такие сказители были и у других народов. Например, в Древней Греции распевали "Илиаду" и "Одиссею" – сказания о войне греков с троянцами. Много времени прошло, прежде чем их записали.

Сказитель, или аэд, как его называли, был всегда желанным гостем на пиру. Аэд берет свою лиру и, перебирая струны, начинает великую повесть о мудром царе Одиссее и о храбром воине Ахилле. Но как ни хороши были песни аэдов, настоящие книги лучше. Ведь книга не просит ни есть, ни пить. ЕЕ всегда можно купить в книжном магазине, она не может заболеть или умереть. Я хочу зачитать вам "Историю о живой библиотеке". "…Жил когда – то в Риме богатый торговец, которого звали Ицелл. О его богатстве рассказывали чудеса. Дворец Ицелла был так велик, что целый город мог бы поместиться в его стенах .

За столом у Ицелла собирались каждый день триста человек. Да и стол был не один, а целых тридцать столов.

Угощал Ицелл своих гостей самыми тонкими кушаньями. Но в те времена полагалось угощать гостей не только вкусной едой, но и интересной, остроумной беседой.

Всего было вдоволь у Ицелла, одного ему не хватало – учености. Даже читать он умел совсем плохо.

Люди, которые с удовольствием обедали за его столом, втихомолку смеялись над ним.

Ицелл не умел за столом поддерживать разговор. Если ему случалось вставить словечко, он замечал, что гости с трудом сдерживают улыбку. Этого он не мог перенести. Засесть за книгу ему было лень. Трудиться он не привык.

Долго он думал, как бы поправить дело, и вот что наконец придумал.

Управителю своего дворца он поручил выбрать среди многочисленных рабов двести самых способных и умных. Каждому из них приказано было выучить наизусть какую – нибудь книгу. Один, например, должен был выучить 2Илиаду", другой – "Одиссею". И так далее..

Немало пришлось потрудиться управителю, немало побоев пришлось вынести рабам, пока наконец затея Ицелла не была выполнена. Зачем теперь было ему работать – читать книги, - у него была живая библиотека. Во время застольной беседы стоило ему только подмигнуть управителю, и тотчас же из толпы рабов, стоявших молча у стен, выходил один и произносил подходящее к случаю изречение. Рабов так и прозвали: одного – Илиадой, другого – Одиссеей, третьего – Энеидой, - по названиям книг.

Ицелл добился своего. В Риме только и говорили о небывалой живой библиотеке. Но недолго хвастался Ицелл своей выдумкой. Случилась история, которая заставила весь Рим смеяться над неучем – богачом.

После обеда разговор зашел, как всегда, о всяких ученых вещах. Заговорили о том, как люди пировали в старину.

- Об этом есть славное местечко в "Илиаде", - сказал Ицелл и подмигнул управителю.

Но управитель, вместо того, чтобы сделать знак рабам, упал на колени и дрожащим от страха голосом сказал:

- Прости, господи! У Илиады живот болит.


Эта история произошла две тысячи лет тому назад. Но и сейчас еще, несмотря на великое множество книг в библиотеке, мы не обходимся без живых книг.

Если бы мы все могли выучить по книжке, мы не ходили бы в школу, нам не нужны были бы рассказы и объяснения учителей. Книгу ни о чем не спросишь, а учителя всегда можно попросить рассказать то, что непонятно.

Но если живая книга иногда нам бывает полезна, то живое письмо совсем никуда не годится. Давным – давно, когда люди еще не умели писать, письма тоже были живыми. Если нужно было передать какое – то важное известие, то посылали вестника. А он наизусть заучивал то, что ему велели сообщить.

В Южной Америке находилась империя индейцев – инков. Это была огромная империя. Чтобы ею управлять, нужна была быстрая связь. Что же делать? Как сообщить на другой конец страны новость?

Инки придумали вот что. Из столицы верховный правитель рассылал по всей стране гонцов со своими посланиями., как с эстафетой. По всем дорогам были расположены дома – трактиры, в которых всегда были наготове два "свежих" бегуна.

Прибежал бегун в придорожный дом – трактир, отдышался и рассказал следующему бегунусвое сообщение, а если к сообщению были положены ценные товары ( по-нашему, бандероли), то он передавал и их. Новый бегун побежал дальше, а прежний остался в трактире дожидаться следующего сообщения.

Как вы думаете, ребята, легко ли было работать таким "вестником"?Что, если бы и у нас вместо почтальонов были вестники?

Вряд ли бы нашелся человек, который взялся бы заучить сотни – две писем ежедневно. А если бы и нашелся, то ничего хорошего из этого не вышло бы. Представим такую ситуацию. Например, пришел бы такой почтальон к И.И. Иванову, чтобы поздравить его с днем рождения. " Дорогой Иван Иванович! Поздравляю вас с днем рождения. Давно ли вы вышли замуж?К 12 часам дня явитесь в суд по делу об ограблении гражданки Сидоровой. Попросите ее заходить к нам почаще…"

А сейчас, ребята, мы с вами побудем в роли вестника. И попробуем запомнить одно из древних посланий ." …Мы готовы заключить с вами мир, если вы согласны платить нам дань. Если же вы не согласны, то мы объявим вам войну и вас ожидает смерть".

Узелковое письмо" Кипу" А другие индейцы, которые тоже жили в Южной Америке (инки) придумали узелковое письмо.


Записать: Кипу – узелковое письмо древних перуанцев, представлявшее собой шерстяную или хлопчатобумажную веревку, к которой был привязан ряд разноцветных шнурков с завязанными на них по- разному расположенными и различными по форме узлами; форма и количество узлов обозначали числа, узлы разного цвета и по- разному расположенными узлами. Форма и количество узлов обозначали числа, узлы разного цвета и по – разному расположенные имели различные условные обозначения.

Для узелкового письма брали не носовой платок, а толстую веревку.. К ней привязывали, как бахрому, тоненькие разноцветные шнурки разной длины. Шнурки в то время плели из шерсти ламы. На этих шнурках и завязывали узелки.

Чем ближе к толстой веревке был узелок, тем важнее была вещь, о которой он говорил.

Каждый узелок или узел имел свой цвет.


ЗАПИСАТЬ: Красный – война, кровь,

Белый – мир, здоровье

Черный – смерть, болезнь

Зеленый – урожай, хлеб

Желтый – солнце

Синий – море, вода

Если узел не был окрашен, он обозначал число:

                • простые узлы – десятки
                • двойные – сотни
                • тройные – тысячи.

Прочитать такое письмо было нелегко: нужно было обращать внимание и на толщину шнурков, и на то, как завязан узел, и на то, какие узлы рядом. Так же, как сейчас обучают детей азбуке, маленьких индейцев учили когда –то узелковой грамоте. Как вы думаете, ребята, легко ли было читать такие письма?

У других индейцев – Гуронов , ирокезов узелковое письмо заменяли бусы из разноцветных морских раковин. Раковины распиливали на маленькие пластинки и нанизывали на нитки. Из этих ниток делали целые пояса.

И тут черный цвет обозначал все неприятное. – смерть, несчастье, угрозу; белый – мир; желтый – дань; красный – опасность, войну.

И сейчас эти цвета сохранили для нас свое древнее значение. Белый флаг по – прежнему говорит о предложении мира, черный – о трауре, красный – о восстании.

Разбираться в значении цветных раковин было нелегким делом.

Вожди племени хранили целые мешки поясов. Два раза в год юноши собирались в уединенном месте, и мудрые старые вожди открывали им тайну раковин. Когда одно индейское племя отправляло посла другому, ему давали с собой цветные пояса, которые назывались "вампум".

- Слушайте мои слова, о вожди, и смотрите на эти раковины!

Так говорил посол, держа перед собой пестрый, играющий всеми цветами радуги пояс. Указывая на каждую раковину, он рассказывал о том, для чего она тут. Потому что без устных объяснений вампум и в самом деле нелегко было понять.

Предположим, на одной нитке рядом четыре раковины :белая, желтая, красная, черна.

Письмо можно было понять так: мы готовы заключить с вами мир, если вы согласны платить нам дань. Если же вы не согласны, то мы объявим вам войну и вас ожидает смерть.

Но в то же время подобное послание можно расшифровать и по – другому: мы просим мира и даже готовы платить вам дань. Если вы не прекратите войну, вас ждет смерть.

Чтобы не выходило путаницы, каждый индеец, составивший из раковин письмо, должен был сам его отнести и даже прочесть вслух. Письмо не могло заменить человека. Оно только ему помогало, напоминало, что надо было сообщить.

Таких помощников у памяти было много. Например, для счета овец в стаде или мешков с мукой люди делали зарубки на палке. До сих пор крестьяне пользуются палками вместо записных книжек и расписок. Положим, крестьянин взял в долг у купца четыре с половиной мешка муки. Вместо того, чтобы написать расписку, он обстругивает небольшую палочку и делает на ней зарубки – четыре больших и одну поменьше. Потлм он раскладывает палочку по длине на две половинки, одну отдает купцу, а другую оставляет у себя.

Когда приходит время платить долг, обе половинки складываются. Тут уж не может быть обмана – по черточкам сразу видно, какой был долг.

А то еще делали зарубки на палке для счета дней. Такой календарь был, например, у Робинзона Крузо на необитаемом острове.

От старинного счета по зарубкам и пошло выражение: заруби на носу. При этом носом называли не нос, а палку, которую носили с собой.

ГОВОРЯЩИЕ ВЕЩИ.

Существовали и гораздо более простые способы записывать события или передавать известия. Если племя хотело объявить другому войну, оно посылало ему копье, стрелу или тамагавк. Всякому было понятно, что этот подарок пахнет кровью.

А если речь шла о мире, посылали табак и трубку в придачу. Трубка у индейцев всегда означала мир. Собравшись на совет, вожди союзных племен усаживались вокруг костра. Один из них закуривал трубку и передавал ее соседу. В торжественной тишине трубка мира обходила весь круг.

Когда люди еще не умели писать на бумаге, они составляли из вещей целые письма. Скифы, населявшие в древности южную Россию, послали однажды своим соседям вместо письма птицу, мышь, лягушку и пять стрел.

Смысл этой странной коллекции был такой:"Умеете ли вы летать, как птицы, прятаться в землю, как мыши, прыгать по болотам, как лягушки? Если не умеете, то не пробуйте воевать с нами. Мы осыплем вас стрелами, лишь только вы вступите в нашу страну."

Прошло много тысяч лет, прежде чем люди от говорящей вещи дошли до говорящей бумаги.

ЗАДАНИЕ: Придумайте свою узелковую грамоту или письмо из "говорящих вещей",например, другу.


Литература:


  1. Ильин М.Сто тысяч почему [Текст] / М. Ильин .- Л.: Дет.лит.,1989.-224 с.

  2. Кублицкий Г. Куда летит почтовый голубь или история почты [Текст]:федеральная целевая программа книгоиздания России /Г.Кублицкий.-М.: Издательство "Малыш",2000.-64 с.: ил.

  3. Кублицкий Г. Письмо шло пять тысячелетий [Текст] / Г. Кублицкий.- М.: Издательство "Малыш",1991.-78 с.:Ил.


 

Дата последнего обновления страницы 14.02.24
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения