Школьная библиотека. Методическая копилка. "Стихотворения чудный театр"
 
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
 
 

"Стихотворения чудный театр"

 

 

"Стихотворения чудный театр":

литературный вечер, посвященный Белле Ахмадулиной


ВЕДУЩИЙ 1 У Беллы Ахмадулиной недавно был юбилей. Ей исполнилось…Хотя, какая разница, сколько лет человеку, живущему вне времени? Юбилей – хороший повод для новых книг, новых стихов и новых встреч читателей с ее творчеством. Мы приглашаем вас на вечер, посвященный поэтессе. Вечер поэзии Беллы Ахмадулиной я хочу начать стихами Булата Окуджавы:


Тьмою здесь все занавешено

И тишина, как на дне…

Ваше величество женщина,

Да неужели – ко мне?


Тусклое здесь электричество,

С крыши сочится вода.

Женщина, ваше величество,

Как вы решились сюда?


О, ваш приход – как пожприще.

Дымно, и трудно дышать…

Ну, заходите, пожалуйста,

Что ж на пороге стоять?


Кто вы такая? Откуда вы?

Ах, я смешной человек…

Просто вы дверь перепутали,

Улицу, город и век.


ВЕДУЩИЙ 2 Кто она, эта странная женщина из стихотворения Булата Окуджавы? Беспомощная и могущественная одновременно, не имеющая ни адреса, ни имени, ни времени? Но в то же время все века и все люди ей близки и подвластны. Хочется приоткрыть завесу, придать женщине реальные черты. Она обретает голос – голос поэта. А зовут ее Белла. Год ее рождения – 1937, принято считать наиболее кровопролитным, хотя годы – соседи, предшествующие и последующие, тоже не похвалишь.


ВЕДУЩИЙ 1 Полное имя – Изабелла, но так ее никогда не называли. Белочка, Белка, Белла… Росла она в центре Москвы, на Варварке. Мать – переводчик в КГБ, звание – майор. Отец – крупный таможенный начальник. Девочка долго не говорила, словно ни с кем не хотела разговаривать. А потом расцвели тюльпаны, и она сказала первую внятную фразу: "Я такого не видела никогда". Крепкая, по- во - сточному пухлолицая девочка с длинной косой – старшеклассница 50-х годов. Прилежная посетительница литературной студии и драмкружка в Доме пионеров. Она начала писать стихи еще в школе, как старшеклассницы пишут дневники.


ВЕДУЩИЙ 2. Из воспоминаний Беллы Ахмадулиной: " Я всегда с радостью повторяю слова Пушкина:"Поэзия должна быть глуповата". Источник поэзии не есть мысль, не есть соображения, не есть нравоучения. Это что –то другое. Я была довольно забавный "типчик" в условиях моего времени и моего общества"

С самого начала стихи Беллы Ахмадулиной были энергичны и сверкали, как фехтовальная рапира. Ее чарующая манера чтения делала их непобедимо – обаятельными. Прелестная юная особа почти мгновенно вызывала у окружающих влюбленность – в стихи, в себя, в само это мгновение.


ВЕДУЩИЙ 1 Нынешние мужчины -40-летние и старше – очень разные, с одинаково ностальгическим выражением на лице вспоминают юную Беллу. А главное – ее голос. Ломкий, серебристый голос юной Ахмадулиной


( На фоне музыки Моцарта"Фантазия ре минор" звучит стихотворение "Цветы")





Из воспоминаний Беллы Ахмадулиной: "В 1956 году пришла пора срочно взрослеть. Стало понятно, что не все так лучезарно. Какой – то выбор безвыходно надо было сделать. В 1959 году просто – напросто не могла подписаться под письмом, оскорбительно и гибельно глумящимся над Пастернаком. Я ни в коем случае не преувеличиваю значение этого естественного поступка, исключение из института и работа корреспондентом в Сибири пошли мне на благо. Так что в шукшинском фильме сыграла себя, хотя по сценарию должна была играть черствую, чопорную, безжалостную горожанку".


ВЕДУЩИЙ 2: Наверное, она могла бы стать неплохой актрисой, хотя даже Шукшин не сразу понял ее. "Дочь и внучка московских дворов", Ахмадулина сыграла роль журналистки в фильме "Живет такой парень". Но не только Шукшину, многим казалось, что она манерничает. Наверное, это обижало Ахмадулину, и, обижая, вынуждало оправдываться. Она повторяла, что она – такая, как все…


Плоть от плоти сограждан усталых,
Хорошо, что в их длинном строю
В магазинах, в кино, на вокзалах
Я последнею в кассу стою –
Позади паренька удалого
И старухи в пуховом платке,
Слившись с ними, как слово и слово
На моем и на их языке.

Уже тогда, в начале 60-х, самое первое и самое сильное впечатление о ней, что она – уже такая взрослая! У не была своя квартира, она водила автомобиль и гуляла с породистой собакой. И от ее стихов исходило ощущение сложившейся взрослости.


ВЕДУЩИЙ 1: Белла признается: "Сама по себе я немного стою. Я – старый глагол в современной обложке". Она предпочитает говорить не "лоб", а "чело", не"лодка", а "челн", не "восемнадцать", а "осьмнадцать", не"друзья", а "други"… На столе ее, конечно же, не банальная электрическая лампа, но старомодная восковая свеча. Здесь звонят к обедне, читают старые книги, с изысканной вежливостью ухаживают за дамами.


ЧТЕЦ ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ "СВЕЧА".

Из воспоминаний Ахмадулиной: "Единственное, мне принадлежащее сокровище – русская речь. Я русская, хотя во мне разные крови присутствуют. Я русская по чувству и устройству, по матери, по бабушке, по паспорту, по прабабушкам и дедушкам


ВЕДУЩИЙ 2: У нее была нормальная жизнь, состоящая из замужеств, разводов, дружб, потерь, поездок.

У Беллы Ахмадулиной не было преимуществ перед ее сверстниками – так же как они, она ходила в магазин, стояла в очередях. Но у нее было много других преимуществ: она умела любить и

всегда находила отклик. Нянька Ахмадулиной часто повторяла: "Ты пусторукая". Но зато в руку, протянутую для дарения, так и сыплются дары, только бери, ликуй, наслаждайся.


ВЕДУЩИЙ 1: От знаменитого ее современника поэта Евгения Евтушенко мы узнаем, что она любила пиво и пирожные, а также постоянно читала Пруста. 2До сих пор, - признается поэт, - когда я вижу ее, вблизи или издали, или просто слышу ее голос, мне хочется плакать". Она же назовет потом эти отношения дружбой и в сложное для друга время запальчиво провозгласит:


Что мне до тех, кто правы и сердиты?

Он жив, и только. Нет за ним вины,
Я воспою его, а вы судите.
Вам по ночам другие снятся сны.

О любви у нее действительно почти ни слова. Удивительно в ней – отторжение всего женского. Это при удивительной женственности ее стихов.


ЧТЕЦ:

Я вас люблю, красавицы столетий,
За ваш небрежный выпорх из дверей,
За право жить, вдыхая жизнь соцветий
И на плечи накинув смерть зверей.

Кто знал меня, тот знает, кто нимало
Не знал – поверит, что я жизнь мою,
Всю напролет, навытяжку стояла
Пред женщиной, да и теперь стою.

Красавицы, ах, это все неправда!
Я знаю вас – вы верите словам.
Неужто я покину вас на франта?
Он и в подруги не годится вам.

Люблю, когда, ступая, как летая,
Проноситесь, смеясь и лепеча.
Суть женственности вечно золотая
Всех, как поэт, священная свеча.

Обзавестись бы вашими правами,
Чтоб стать, как вы, и в этом преуспеть!
Но кто, как я, сумеет встать пред вами?
Но кто, как я, посмеет вас воспеть?

ВЕДУЩИЙ 2: Говорят, что поэту необходимы учителя. Белла Ахмадуллина признавала своими наставниками в поэзии Пастернака и Мандельштама, Ахматову, Блока, и конечно, - Пушкина.

Поэт Иосиф Бродский считал, что никто не позавидует женщине, пишущей стихи в России в этом столетии. Потому что есть две гигантские фигуры, являющиеся каждой, взявшей перо в руки – Анна Ахматова И Марина Цветаева. Ахмадулина открыто признается в почти парализующем для нее очаровании этих двоих и присягает им на верность.


( НА фоне музыки С. Прокофьева "Сказки старой бабушки" исполняется стихотворение"Уроки музыки")


…Не ладили две равных темноты:
Рояль и ты – два совершенных круга,
В тоске взаимной глухонемоты
Терпя иноязычие друг друга.

Два мрачных исподлобья сведены
В неразрешимой и враждебной встрече:
Рояль и ты – две сильных тишины,
Два слабых горла музыки и речи.

Но твоего сиротства перевес
Решает дело. Что рояль? Он узник
Безгласности, покуда в до-диез
Мизинец свой не окунет союзник.

А ты одна. Тебе – подмоги нет.
И музыке трудна твоя наука –
Не утруждая ранящий предмет,
Открыть в себе кровотеченье звука.

Марина, это все – для красоты
Придумано, в расчете на удачу
Раз накричаться: я – как ты, как ты!
И с радостью бы крикнула, да – плачу.

ВЕДУЩИЙ 1 Восхищаясь Ахматовой, Ахмадулина решительно зачисляет себя в прилежные ученицы Пушкина. Героиня Ахмадуллиной трепетно относится к дружбе, видя в ней одну из самых важных сторон человеческого общения. ВУ стихотворении "По улице моей который год…", написанном в 1969 году, Ахмадуллина грустит о друзьях, которые покидают ее.


(Звучит романс"По улице моей который год.." (муз. М.Таривердиева, слова Б.Ахмадуллиной) в исполнении А. Пугачевой)


По улице моей который год

Звучат шаги – мои друзья уходят.

Друзей моих медлительный уход

Той темноте за окнами угоден…

И я познаю мудрость и печаль,

Свой тайный смысл доверят мне предметы.

Природа, прислоняясь к моим плечам,

Объявит свои детские секреты.

И вот тогда – из слез, из темноты,

Из бедного невежества былого

Друзей моих прекрасные черты

Появятся и растворятся снова.

-

Лукавящих товарищей Белла не спешила корить: "Не дай мне бог моих друзей оплакивать, все остальное я переживу".

Евтушенко восторгался, что его любимая жена в измерении, где не было ни партии, ни КГБ, а были Пастернак, Ахматова, Цветаева и вся красота мира, включая ее собственную.


ВЕДУЩИЙ 2: Конечно, жизнь, которую не затрагивала ни партия, ни КГБ – поэтическое преувеличение. Так или иначе, система доставала всех. В 80-ом Ахмадулина написала письмо в защиту опального академика Андрея Дмитриевича Сахарова. Вот что в нем содержалось: "Когда человек заступается за человечество, это значит, что он ничего не боится. Он боится лишь за человечество. Но я человек, всего лишь. И я боюсь. Но что еще я могу сделать? И – если нет других академиков, чтобы заступиться за академика Сахарова, то вот я – Белла Ахмадулина, почетный член Американской академии искусств и письменности". Письмо Ахмадуллиной опубликовано в газете "Нью – Йорк – Таймс".


ВЕДУЩИЙ 1: В своей позиции Белла не была одинока . В защиту Сахарова выступили ее друзья: художник Борис Мессерер, писатели Андрей Битов, Василий Аксенов, Фазиль Искандер, Владимир Высоцкий…


ВЕДУЩИЙ 1 Многие помнят, как воспринимались тогда публикации в зарубежных изданиях. Санкции против нее были"тихими": перестали печатать и запретили ее выступления.
Так начался тот горький год. И продолжился – разлукой с друзьями: уехали Войнович, Аксенов, умер Высоцкий… Умерла и Надежда Мандельштам, последние годы которой были связаны с дружеским участием Беллы.

ВЕДУЩИЙ 2: Тогда казалось, что все кончено. И не было сил встречать Новый год. Судьба предложила Тарусу. Жилье она сняла на улице, где прежде находилось кладбище, на котором хотела быть похоронена Марина Цветаева. Это повлияло спасительно. Именно в Тарусе, под сильнейшим ощущением как бы присутствия Марины Ивановны, у Ахмадуллиной возникает поэтический образ сада: символ цветения, чистоты и, наконец, награды.

Январским утром 90-ого года Беллу Ахмадулину пригласили в Кремль для вручения Государственной премии СССР за книгу стихов "Сад".

Давайте послушаем одно из стихотворений этого сборника:


Февраль – любовь и гнев погоды.
И, странно воссияв окрест,
Великим севером природы
Очнулась скудность дачных мест.

И улица в четыре дома,
Открыв длину и ширину,
Берет себе непринужденно
Весь снег вселенной, всю луну.

Как сильно вьюжит! Не иначе –
Метель посвящена тому,
Кто эти дерева и дачи
Так близко принимал к уму.

Ручья невзрачное теченье,
Сосну, понурившую ствол,
В иное он вовлек значенье
И в драгоценность произвел.


ВЕДУЩИЙ 1 Белла Ахатовна не любит выступать и не относит себя к эстрадным поэтам. Она говорит о себе так:" Нет, я не люблю читать свои стихи. Когда я на сцене стою и читаю, я зарабатываю деньги. А вы знаете, как нас с Булатом освистали в Лужниках? Был большой концерт для молодежи. В основном выступали артисты, Муслим Магомаев и другие певцы. Первого освистали Булата, и он сказал: "Читай что – нибудь покороче". Но я решила ничего не сокращать. Читаю, а они свистят. Помню совершенно белое лицо Муслима в кулисе. И вот скажите, как это можно любить: эти залы, этот свист, записочки. Угождать публике нельзя – это я твердо знаю"


ВЕДУЩИЙ 2: От стихов Беллы Ахмадулиной остается впечатление, что они сами выпархивают из ее уст, как только она их приоткрывает. На ее стихи написано много песен Одна из них - романс из кинофильма "Жестокий романс" : "А на последок я скажу". Музыку к этому фильму написал композитор Андрей Петров. Кинорежиссер Эльдар Рязанов вспоминает:"…Тогда я принялся за штудирование русской женской поэзии, надеясь оттуда извлечь стихи для романсов Ларисы. Однако ни у одной из талантливых поэтесс 19 столетия я не смог отыскать того, что хотел. И тогда я прибег к помощи моей любимой Беллы Ахмадулиной. У нее я нашел то, что мне было нужно".Давайте послушаем этот романс.


А напоследок я скажу:

Прощай, любить не обязуйся,

С ума схожу. Иль восхожу

К высокой степени безумства.


Как ты любил?

Ты пригубил погибели.

Не в этом дело.

Как ты любил? Ты погубил.

Но погубил так неумело.


И напоследок я скажу…

Работу малую висок еще вершит.

Но пали руки, и стайкою, наискосок,

Уходят запахи и звуки.


А напоследок я скажу:

Прощай! Любить не обязуйся.

С ума схожу. Иль восхожу

К высокой степени безумства.

ВЕДУЩИЙ 2: Ошибаются те, кто принимают узоры ее речи и стильную хрупкость облика за отражение характера. Ахмадулина гораздо тверже и решительнее, чем видится на первый взгляд. Ее муж Борис Мессерер говорит: "Характер у нее трудный, я, можно сказать, всю жизнь живу под татарским игом. Но, тем не менее, мы ладим уже в течение долгого периода. Я больше всего люблю образ Беллы теперешней, потому что сейчас она значительна своей теперешней красотой.

ВЕДУЩИЙ 2: Когда сегодня ей говорят: " Вы не стесняетесь того, что родились в 37 году?" – Белла наивно вопрошает: "Вы имеете в виду его кровавый оттенок? А уяснив, что речь идет о возрасте, замечает: "…Знаете ли, если бы я говорила, что родилась в 57 году, мне бы говорили: "Вы как – то странно выглядите". А так, наоборот, мне говорят, что выгляжу хорошо".


ВЕДУЩИЙ 1 :В 2007 году Белла Ахмадулина празднует свой юбилей. Ей исполняется… Хотя, какая разница, сколько лет человеку, живущему вне времени? Показатель ее вневременности – мудрость и красота, показатель ее вневременности как поэта – книги. Сама поэтесса говорит о себе так: "Хочу ли я, чтобы люди меня читали? Я хочу, чтобы люди жили хорошо, а читать меня необязательно…"

ВЕДУЩИЙ 2:

Мы благодарны Белле Ахмадулиной за ее стихи, за ее верность ремеслу, за способность сопереживать, за то, что умела помедлить, когда все торопились, говорить, когда многие молчали, быть искренней, когда удобнее было притворяться.


ВЕДУЩИЙ 1 закончить наш сегодняшний вечер мы хотим словами Беллы Ахмадулиной:

Бог точно знал, кому какая честь.

Мне лишь одна – не много и не мало:

Пребуду только тем, что есть,

Пока не стану тем, чего не стало.

 

Дата последнего обновления страницы 14.02.24
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения