Школьная библиотека. Информационная грамотность. Структура книги
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
 "Гимназия № 76 г. Челябинска"
 

 

Информационная грамотность. Структура книги

 

 

Структура книги. Справочный аппарат книги.

Цель: научить детей самостоятельно работать с текстовой информацией
Задачи:
  1. Рассказать о книге как об информационно-поисковой системе
  2. Познакомить детей с элементами книги, научить работать с каждым из этих элементов
  3. Научить использовать справочно-поисковый аппарат книги в учебных, исследовательских целях, а также в целях самообразования
Оборудование: электронная презентация, книги


"Выбирать книги

для своего и чужого чтения –

не только наука, но и искусство"

Н.А. Рубакин

Информация для учителя:

Часто, ребята, когда вы выбираете книги, перед вами встает вопрос: "А нельзя ли узнать, о чем книга, не читая ее, отвечает ли она вашим интересам?"

Можно. Только нужно научиться определять это по отдельным элементам книги. А для этого надо хорошо знать структуру книги, назначение ее каждого элемента.

Мы проследили с вами, как изменялся внешний вид книги на протяжении истории развития книгопечатания, какие новые элементы появились в печатной книге в сравнении с рукописной. И вот перед нами современная книга. Рассмотрим ее основные структурные элементы.


1.ПЕРЕПЛЕТ ИЛИ ОБЛОЖКА

 

Русская пословица гласит: "Встречают по одежке…". Это в полной мере относится к "одежке" книги. С ПЕРЕПЛЕТА или ОБЛОЖКИ начинается первое знакомство с книгой.

ПЕРЕПЛЕТ – прочная покрышка книги из картона, верхние плотные листы, с двух сторон закрывающие книгу.

Сверху картон может быть покрыт различными материалами: тканью, бумагой, редко – кожей. Переплет прежде всего укрепляет книгу, предохраняет ее от повреждений, а кроме того, он сообщает читателю самые общие сведения о книге: фамилию автора, название, возможно, издательство и год издания. ОБЛОЖКУ делают из плотной бумаги. Чем больше объем издания, тем обычно плотнее подбирают бумагу. В России книги в обложках появились в середине 18 века. Первые обложки были только защитными.

ВЗЯЛ КНИГУ – ЗНАЧИТ, В ПУТЬ,

НА ОБЛОЖКУ БЫ ВЗГЛЯНУТЬ,
НАМ ПОДСКАЖЕТ ТА ОБЛОЖКА,
КТО ЖЕ КНИГУ НАПИСАЛ,
КТО НАЗВАНИЕ ЕЙ ДАЛ,

ВСПОМНИ: ИЗ КАКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЕЛАЛИ ПЕРЕПЛЕТ В СТАРИННЫХ РУКОПИСНЫХ КНИГАХ?

Переплет и обложка книги не только выполняют защитные функции, но и привлекают наше внимание. Они служат элементом художественного оформления издания, которое выполняет как рекламные цели, так и чисто художественные. Особенно ярко и красочно оформляют переплеты и обложки в детских книгах.

ЗАДАНИЕ! Рассмотрите переплет или обложку книги на вашем столе. На какую тему рисунок на переплете? Какие сведения помещены на переплете?


2. СУПЕРОБЛОЖКА - обложка с клапанами (отворотами), надеваемая на переплет или основную обложку.


Суперобложку часто используют в современных книгах. Она защищает переплет от загрязнения, служит для рекламы книги, выступает как элемент книжного оформления. На суперобложку могут быть нанесены некоторые сведения о книге: фамилия автора, заглавие, название издательства.


ТЕПЕРЬ откроем книгу. Первое, что мы увидим – это лист бумаги, приклеенный к переплету.

 

3.ФОРЗАЦ

 

Форзац - это двойной лист бумаги, соединяющий книжный блок с переплетной крышкой. Буквально форзац означает "перед" ( немецкое фор) " набором " ( немецкое зац), т.е. идущее перед печатным текстом книги.

Форзацы нередко используют как элемент оформления книги,. Их делают из цветной бумаги либо помещают на них декоративное или сюжетное изображение. Часто на форзацах печатают справочные или иные сведения, карты, схемы.

На форзацах школьных учебников помещают те сведения, которые требуют запоминания: правила, таблицы, формулы и т.д.


ЗАДАНИЕ! РАССМОТРИ ФОРЗАЦ ЛЮБОЙ КНИГ. КАК ОН ОФОРМЛЕН? КАКИЕ СВЕДЕНИЯ ПОМЕЩЕНЫ НА ФОРЗАЦЕ УЧЕБНИКА РУССКОГО ЯЗЫКА?


4. Титульный лист книги


Перевернем форзац – перед нами первый лист книги – ТИТУЛЬНЫЙ.

У книги есть еще одна дверь – полупрозрачная, через которую удается заглянуть в "дом" – существо книги. Это титульный или заглавный лист книги. Название это происходит от латинского слова "титулюс" – имя, звание, т.е. лист, на котором помещены все сведения о книге: кто ее написал, если книга переводная, то кто ее перевел, какое издательство выпустило книгу, в каком году. Титульный лист – это своеобразный паспорт книги. С титульного листа вы начинаете изучать книгу, по титульному листу описывает книгу библиограф. Очень важно научиться читать титульный лист. Это поможет правильно выбрать нужную книгу, самостоятельно сделать библиографическую запись.


На этой странице

В порядке особом

Прочтешь, мой читатель,

Сверху вниз

Фамилии авторов,

Книги название.

А также издательства

Полное звание,

Издание, город и год.


Знать автора надо прежде всего потому, чтобы правильно представить себе, кто из писателей, как и о чем пишет. Иногда фамилия автора сразу же подскажет вам, о чем книга, вызовет желание познакомиться еще с одним произведением знакомого писателя. Так, увидев имя Ж.Верна, вы сразу же поймете, что перед вами научно – фантастический роман. По фамилии Н.Носова можно предположить, что это веселые книги о ваших сверстниках, а имя писателя Н.Сладкова связано с интересными рассказами о природе.

Основной элемент титульного листа – заглавие или название книги. Одни заглавия раскрывают содержание книги, по другим трудно понять, о чем она.

На помощь иногда приходит такой элемент титульного листа, как подзагодовочные данные.

Например, в книге Алексеева "Птица – слава" Читаем подзаголовок: рассказ. Часто подзаголовочные данные определяют жанр книги: стихи, сказки, рассказ, повесть ит.д. Иногда пишут: "Исторический рассказ", "Веселые стихи" и т.д.Таким образом, подзаголовок как будто приближает нас к книге. Подзаголовочные данные сообщают имена переводчика книги, если она переведена с иностранного языка, а также имена редактора, иллюстратора книги


ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ – приведены внизу титульного листа. Выходные данные – это данные о городе, где была издана книга, об издательстве и годе издания.

НАДЗАГОЛОВОЧНЫЕ ДАННЫЕ В некоторых книгах на самом верху титульного листа есть "надзаголовочные данные" – это название серии, если книга является серийным изданием, или название учреждения, которое готовило книгу к печати




Самостоятельная работа


Задание: соотнеси определение левого столбика с понятием второго.


Определение

Понятие


Обложка с клапанами (отворотами), надеваемая на переплет или основную обложку.


Надзаголовочные данные

Прочная покрышка книги из картона, верхние плотные листы которой с двух сторон закрывают книгу.

суперобложка

Главный лист книги

Обложка или переплет

Двойной лист бумаги, соединяющий книжный блок с переплетной крышкой


Определяют жанр книги6 стихи, рассказы, сказки. Находятся под основным заглавием книги

Титульный лист книги

Данные о месте издании, издательстве, годе издания

форзац

Название серии, учреждения. Эти сведения помещаются вверху титульного листа

Подзаголовочные данные



5.ФРОНТИСПИС

Напротив титульного листа (слева) может быть помещен лист с портретом автора или главной иллюстрацией, раскрывающей тему книги,- фронтиспис. Этот лист необязательная часть структуры книги

ЗАДАНИЕ: рассмотри книги, лежащие на твоем столе. Есть ли вних фронтиспис? Что на нем изображено?


Фронтиспис с портретом автора.

 

Фронтиспис с иллюстрацией, раскрывающей тему книги.

6.АВАНТИТУЛ

 

В некоторых книгах часто сведения об издании выносятся на авантитул ("аван" – впереди). Это страница в книге, предшествующая титульному листу. На авантитул издательства часто выносят свою издательскую марку, название серии либо печатают какой-нибудь особый текст (цитату, крылатое выражение, посвящение и др.)

7.КОЛОНЦИФРА

 

Это – цифра внизу или вверху печатной полосы, указывающая на порядковый номер страницы, книги, журнала.

 

8.ШМУЦТИТУЛ

В старину шмуцтитул служил для предохранения художественно выполненного титула от грязи, отсюда и его название. В современной книге шмуцтитул- это страница с заглавием крупной части книги (раздела, главы). Заглавие может сопровождаться иллюстрацией, перечнем глав или других разделов этой части, но текст самой части на этой странице не начинается. Рядом со шмуцтитулом перед отдельным произведением в сборнике может быть помещен фронтиспис с иллюстрацией к этому отдельному произведению.

ЗАДАНИЕ: Есть ли в твоих книгах шмуцтитулы? Если нет, подумай, как бы ты его оформил к отдельной главе или части данной книги.

9.СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ КНИГИ

 

9.1 АННОТАЦИЯ Трудно хорошо сказать о книге, особенно хорошей, хочется о ней побольше поговорить. Но иногда надо – очень коротко. Есть люди, которые умеют это делать. Их короткий рассказ о книге называется аннотацией. И занимает не более 1/3 страницы.

АННОТАЦИЯ – это краткая характеристика книги. Обычно помещается на обороте титульного листа или перед задним форзацем книги после библиографического описания. Аннотация может быть краткой, в одно-два предложения или очень подробной и носить рекомендательный характер. В ней кратко раскрывается содержание книги, ее читательское назначение, иногда помещаются сведения об авторе. Знакомство с аннотацией значительно облегчает выбор книги в библиотеке или в книжном магазине.

.ЗАДАНИЕ
1..Найдите и прочитайте аннотацию на одну из книг, лежащих на столе.

2.Попробуйте сами составить аннотацию на свою любимую книгу, ответив на вопросы:

  • Кто является автором книги? Как она называется?

  • О чем эта книга? Постарайся кратко ответить на этот вопрос ( в 2-3 предложениях)

  • Кому бы ты порекомендовал ее прочитать?

  • Что ты знаешь об авторе книги?

9.2 СОДЕРЖАНИЕ или ОГЛАВЛЕНИЕ –

Как в доме обычном

Есть список жильцов,

Так в книге любой оглавление нужно.

Чтоб быстро читатель

Нашел в ней, что нужно.


Содержание или оглавление – один из первых элементов, который просматривают при первом знакомстве с книгой.

СОДЕРЖАНИЕ – это перечень произведений или статей, которые вошли в сборник, с указанием начальной страницы

ОГЛАВЛЕНИЕ – перечень глав отдельного произведения

Содержание (оглавление) помещено в начале книги или в конце.

ЗАДАНИЕ: Найди содержание (оглавление) Составь 1-2 вопроса соседу (соседке)

Иногда оглавление построено в виде вопросов (2Все обо всем")


9.3 ПРЕДИСЛОВИЕ Вернемся к началу книги. Мало кто из вас начинает чтение книги с предисловия. – вступительной статьи перед авторским текстом. А зря! Предисловие помогает лучше подготовиться к восприятию текста, понять его. В нем рассказывается об истории написания книги, о жизни и творчестве автора, о времени, в котором происходят события, описанные в книге. Смысл предисловия может быть выражен словами: "За мной, читатель!"предисловие может быть написано от лица автора, составителя, издательства. Один мальчик прочитал книгу "Путешествие Гулливера" и написал письмо автору книги Джонатану Свифту. Он хвалил книгу и очень просил написать продолжение. Но , к сожалению, мальчик не прочитал предисловие к книге, в котором было написано, что английский писатель Джонатан Свифт давно умер.

Предисловие не только объясняет книгу, но и подготавливает читателя, настраивает его на чтение именно этой книги.

ЗАДАНИЕ Представь, что ты- издатель и готовишь к выходу в свет новую интересную детскую книгу. О чем бы ты рассказал в предисловии к книге?


9.4 Послесловие Случается, что прочитав книгу, вы о чем-то задумались, может быть, в чем-то не совсем разобрались, возникли какие-то вопросы. Вот здесь и приходит на помощь послесловие. Оно поможет разобраться в прочитанном и ответит на вопросы, расскажет о дальнейшей судьбе книги и ее героев. Например, из послесловия к книге Зальтена "Бемби" ребята узнают о том, что знаменитый американский художник Уолт Дисней поставил мультфильм "Бемби", а в Швейцарии был учрежден переходящий футбольный приз имени Бемби.

ПОСЛЕСЛОВИЕ – это заключительная статья, расположенная после основного авторского текста. В ней представлены некоторые итоги, заключения, выводы. Это приглашение к размышлению над прочитанной книгой.

9.5 ИЛЛЮСТРАЦИИ Яркие, красочные, они помогают раскрыть содержание книги, лучше понять текст. Иллюстрации – это не только рисунки в книге, но и фотографии, карты, таблицы, схемы, графики.

Мы тоже очень важные,

Красиво разукрашены.

Расскажем мы читателю

О том, что, кто, когда и где

Творит дела прекрасные,

А может, несуразные,

А может, даже злые –

Решай, читатель, сам,

Взглянув на иллюстрации

К стихам, рассказам, повестям.


Алгоритм беглого просмотра при выборе книг:


  • Открой титульный лист и прочитай заглавие книги и фамилию автора (может быть, она тебе знакома , и ты знаешь, на какую тему он пишет книги)

  • Найди и прочитай аннотацию на книгу

  • Просмотри внимательно оглавление(содержание).

  • Бегло прочитай предисловие.

  • Перелистывая страницы, выборочно почитай текст.

  • Рассмотри иллюстрации в книге.

  • Ответь на вопрос ;"Хочешь ли ты прочитать эту книгу?"

Задание: смастерить книгу со всеми изученными элементами, пользуясь памяткой:

  • Переплет или обложка

  • Форзац – двойной лист бумаги, соединяющий книжный блок с переплетной крышкой

  • Титульный лист (автор, заглавие книги, подзаголовочные данные, выходные данные)

  • Фронтиспис – лист слева от титульного листа ( портрет автора или иллюстрацией)

  • Иллюстрации

  • Колонцифра – порядковый номер страницы

  • Аннотация – краткая характеристика книги (находится на обороте титульного листа)

  • Предисловие ( перед текстом , может содержать сведения об авторе, о замысле книги и т.д.)

  • Шмуцтитул – это страница с заглавием крупной части книги (раздела, главы)

  • Содержание перечень произведений с указанием страницы, находится в конце книги

Литература:

    1. Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому – книга [Текст] /Т.М. Кашурникова .-М.: Школьная библиотека. 2006.-104 с.
    2. Кашурникова Т.М.Основы информационно-библиографической грамотности для учащихся [Текст]:методические рекомендации для библиотекарей.-М.: Русская библиотечная ассоциация, 2007.-127 с.
    3. Детская энциклопедия АиФ: Информация и ты [Текст]: познавательный журнал для девочек и мальчиков / ЗАО "Аргументы т факты".- 2007.-№ 3.- 54 с.







Дата последнего обновления страницы 16.11.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»